Версия для слабовидящих
Антикоррупционная политика
1. Общие положения.
1.1. Настоящая Антикоррупционная политика (далее – «Политика») является базовым документом ГБУ «Арзамасский дом-интернат» (далее – Учреждение), определяющим ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации, работниками и иными лицами, которые могут действовать от имени Учреждения.
1.2. Антикоррупционная политика разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.11.2013.
Нормативными актами, регулирующими антикоррупционную политику
Учреждения являются также ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Устав Учреждения, «регламент контрактной службы» и другие локальные акты.
1.3. Настоящей Антикоррупционной политикой устанавливаются:
Антикоррупционная политика Учреждения представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности.
В соответствии со ст.13.3 Федерального закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество Учреждения с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников Учреждения;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Антикоррупционная политика Учреждения направлена на реализацию данных мер.
1.4. Для целей настоящей Антикоррупционной политики используются следующие основные понятия:
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
Учреждение - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами Учреждения, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Учреждения, работником (представителем Учреждение) которой он является.
Личная заинтересованность работника (представителя Учреждения - заинтересованность работника (представителя Учреждения, связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
2. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики
2.1. Основными целями антикоррупционной политики являются:
2.2. Основные задачи антикоррупционной политики Учреждения:
3. Основные принципы антикоррупционной деятельности Учреждения
Система мер противодействия коррупции в Учреждении основывается на следующих ключевых принципах:
3.1. приоритета профилактических мер, направленных на недопущение формирования причин и условий, порождающих коррупцию;
3.2. обеспечение чёткой правовой регламентации деятельности, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней:
3.3. приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;
3.4. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами:
3.5. соответствия политики Учреждения действующему законодательству и общепринятым нормам: Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, а также нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам иных федеральных органов государственной власти, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к Учреждению;
3.6. личного примера руководства Учреждением:
3.7. соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции:
3.8. эффективности антикоррупционных процедур:
3.9. ответственности и неотвратимости наказания:
4. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие.
Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники Учреждения, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, и на других лиц, с которыми Учреждение вступает в договорные отношения.
В Учреждении ответственным за противодействие коррупции, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов является директор.
Задачи, функции и полномочия директора в сфере противодействия коррупции определены его должностной инструкцией.
Эти обязанности включают в частности:
5. Общие обязанности работников Учреждения
Общие обязанности работников Учреждения в связи с предупреждением и противодействием коррупции:
6. Специальные обязанности работников Учреждения в связи с предупреждением и противодействием коррупции
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в Учреждении:
Как общие, так и специальные обязанности включаются в трудовой договор с работником Учреждения (в должностную инструкцию). При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре (в должностной инструкции) работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения. Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений закрепляется в локальном нормативном акте Учреждения.
7. Перечень реализуемых учреждением антикоррупционных мероприятий, стандартов, процедур и порядок их выполнения (применения)
Перечень антикоррупционных мероприятий учреждения
Направление |
Мероприятие |
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения |
Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации |
Разработка и принятие Положения о комиссии по противодействию коррупции |
|
Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства |
|
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур |
Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений |
Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений |
|
Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов |
|
Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций |
|
Ведение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников |
|
Обучение и информирование работников |
Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации |
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции |
|
Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур |
|
Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации |
Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур |
Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета |
|
Осуществление административного контроля за закупочной деятельностью |
|
Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции |
Сообщение в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых организации (работникам организации) стало известно |
Оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции |
|
Оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно- розыскные мероприятия |
|
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов |
Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции |
Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции |
8. Профилактика коррупции.
Профилактика коррупции в Учреждении осуществляется путем применения следующих основных мер:
а) формирование в Учреждении нетерпимости к коррупционному поведению;
Особое внимание уделяется формированию высокого правосознания и правовой культуры работников.
Антикоррупционная направленность правового формирования основана на повышении у работников позитивного отношения к праву и его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формированию гражданской позиции в отношении коррупции, негативного отношения к коррупционным проявлениям, представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.
б) антикоррупционная экспертиза локально-нормативных актов и их проектов, издаваемых в Учреждении;
В целях организации деятельности по предупреждению коррупции в Учреждении осуществляется антикоррупционная экспертиза локальных нормативных актов, их проектов и иных документов в целях выявления коррупционных факторов и последующего устранения таких факторов.
9. Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства
В целях исключения оказания влияния третьих лиц на деятельность работников Учреждения при осуществлении ими трудовой деятельности, а также нарушения норм действующего антикоррупционного законодательства РФ, в Учреждении утверждаются Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.
10. Оценка коррупционных рисков
Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности Учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками Учреждения коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Учреждением.
Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом Антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
Оценка коррупционных рисков проводится в Учреждении на регулярной основе.
Порядок проведения оценки коррупционных рисков:
характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено Учреждением или его отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;
должности в организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения, — участие каких должностных лиц Учреждения необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
вероятные формы осуществления коррупционных платежей.
В зависимости от специфики конкретного бизнес-процесса такие меры могут включать:
11. Консультирование и обучение работников учреждения
При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.
Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводиться по следующей тематике:
При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Стандартно выделяются следующие группы обучаемых:
В случае возникновения проблемы формирования учебных групп в учреждении обучение в группах может быть заменено индивидуальным консультированием или проведением обучения совместно с другими организациями по договоренности.
В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения:
Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется в индивидуальном порядке. В этом случае в учреждении определяются лица, ответственные за проведение такого консультирования. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке.
12. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях
В антикоррупционной работе учреждения, осуществляемой при взаимодействии с организациями-контрагентами, выделяются два направления. Первое из них заключается в установлении и сохранении деловых отношений с теми организациями, которые ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении бизнеса, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах. В этом случае в учреждении внедряются специальные процедуры проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения учреждения в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами. В том числе такая проверка может представлять собой сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных организациях-контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т. п. Внимание в ходе оценки коррупционных рисков при взаимодействии с контрагентами уделяется при заключении сделок слияний и поглощений.
Другое направление антикоррупционной работы при взаимодействии с организациями-контрагентами заключается в распространении среди организаций-контрагентов программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в учреждении. Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут включаться в договоры, заключаемые с организациями-контрагентами.
Распространение антикоррупционных программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил осуществляется не только в отношении организаций-контрагентов, но и в отношении зависимых (подконтрольных) учреждениях. Учреждение, в частности, обеспечивает проведение антикоррупционных мер во всех контролируемых ею структурных подразделениях.
В учреждении осуществляется информирование общественности о степени внедрения и успехах в реализации антикоррупционных мер, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте учреждения.
13. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности учреждения декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.
Учреждение принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых Учреждению (работникам учреждения) стало известно.
Учреждение принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
Сотрудничество с правоохранительными органами также проявляется в форме:
Руководству учреждения и ее сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов к данной работе привлекаются специалисты в соответствующей области права.
Руководство и сотрудники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.
14. Ответственность работников
Каждый работник при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под подпись с Антикоррупционной политикой учреждения и локальными нормативными актами, касающимися противодействия коррупции, изданными в учреждении, и соблюдать принципы и требования данных документов.
Работники учреждения, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики.
15. Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику учреждения.
В процессе работы должен осуществляться регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики, а также выявленных фактов коррупции и способов их устранения.
Основными направлениями антикоррупционной экспертизы является:
Комиссия по противодействию коррупции ежегодно представляет руководству учреждения соответствующий отчет. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, в антикоррупционную политику вносятся изменения и дополнения.
Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в Трудовой кодекс РФ и законодательство о противодействии коррупции, а также по представлению предложений Комиссии по противодействию коррупции в учреждении.
ГБУ "Арзамасский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
Сокращенное наименование: ГБУ "Арзамасский дом-интернат"
Дата государственной регистрации: 05.04.2000 г.
Учредитель: Министерство социальной политики Нижегородской области
Директор: Варавин Александр Валерьевич
Адрес: 607255, Нижегородская область, Арзамас (городской округ), д. Марьевка,
Справочный телефон: (831 47) 7-51-02 | Факс:
E-mail: dominternat-arz@yandex.ru